Changes in the subjective picture of life path after biographic training
Rashad Anvarovich Akhmerov
Abstract
Биографический тренинг направлен на формирование творческого отношения к жизни, навыков анализа и проектирования жизненного пути. Биографический тренинг опирается на каузометрический психобиографический подход в психологии жизненного пути. В работе применен основной метод указанного подхода компьютерный вариант каузометрии программа LifeLine, включающая в себя методику «Оценивание пятилетий жизни». После биографического тренинга у участников юношеского возраста: 1) повышается ожидаемая продолжительность жизни, укрепляется установка на долгую жизнь; 2) увеличивается установка на продуктивную жизнь; 3) происходит принятие прошлого; 4) будущее воспринимается и переживается как перспективное и привлекательное; 5) в целом пространство и время жизненного пути начинает восприниматься и переживаться как понятное, а трудности преодолеваемыми; исчезает пассивное и равнодушное отношение к жизни; повышается реалистичность и привлекательность жизненных программ самоосуществления. К устойчивым новообразованиям в субъективной картине жизненного пути после биографического тренинга относятся увеличение ожидаемой продолжительности жизни, повышение переживания продуктивности в будущем и в целом всей жизни, возрастание адекватной оценки значимости событий (реалистичности). Биографический тренинг для юношеского возраста успешно выполняет задачи по формированию позитивного биографического мышления, навыков анализа и проектирования жизненного пути. Под позитивным биографическим мышлением мы понимаем установку на жизнетворчество, веру в собственные силы, учет интересов значимых других в жизненных проектах.