MODELS OF TRAINING MEDIATORS FOR EDUCATION: EXPERIENCE OF SIBERIA AND KAZAKHSTAN
Abstract
Аннотация
В статье описаны различные модели подготовки медиаторов для системы образования в Российской Федерации и республике Казахстан. Поведен сравнительный анализ развития служб медиации в Сибири и Казахстане на предмет возможностей и перспектив сотрудничества и взаимодействия. Представлена специфика модели подготовки межкультурных медиаторов для разрешения межэтнических конфликтов в Красноярском крае. Данная модель учитывает запросы многонационального сибирского социума, направлена на решение региональных проблем в системе образования. Особенностью модели для Красноярского края является ее многоуровневневость, открытость и непрерывность подготовки с включением элементов формального и неформального образования. Межведомственный характер взаимодействия сетевых партнеров, участвующих в подготовке и переподготовке медиаторов для системы образования, позволяет использовать потенциал и ресурсы профессиональных медиаторов и тренеров Сибири (г. Кемерово, г. Иркутск), Федерального института медиации г. Москва, национальной академии образования им. И. Алтынсарина (Казахстан). Модель подготовки межкультурных медиаторов, разработанная в институте педагогики, психологии и социологии прошла апробацию в течение двух лет в рамках ее реализации в магистратуре ИППС СФУ по образовательной программе «Медиация в образовании», на курсах повышения квалификации, трех международных летних молодежных школ «Поликультурная медиация в образовании», экспертных семинарах, школах- интенсивах «Медиация – профессия 21 века», конкурса для старшеклаc сников Красноярского края «Медиация - профессия будущего». Материал подготовлен в рамках спонсорской поддержки проекта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). № 18-013-00528 «Изучение практики медиации в сфере образования для гармонизации межэтнических отношений в поликультурной среде».