Activity-related and Sociocultural Grounds for Foreign Language Education of Adults without the Expressed Motivation of Cognitive Activity
Maksim Vladimirovich Kochetkov, Olga Georgievna Smolyaninova, Alevtina Nikolaevna Speranskaya, Ekaterina Mihailovna Chebotareva
Abstract
В статье рассматривается проблема форсированного, но не самоактуализирующегося изучения иностранного языка студентами, преподавателями и представителями других практических сфер деятельности. Теоретико-методологические предпосылки решения этой проблемы раскрываются на основе гуманистических и деятельностных традиций психолого-педагогического знания. Деятельностные традиции анализируются в связи с потенциальными возможностями соответствующих подходов к обучению для возбуждения познавательного интереса в процессе обучения. Гуманистические традиции, направленные на индивидуализацию образования, исследуются в контексте психокоррекционных возможностей образовательной деятельности, ее соответствия мировоззрению, культурным потребностям и психологическим особенностям обучающегося. Практическая сторона его исследования состоит в методических рекомендациях по применению Байтукаловской методики преподавания иностранных языков. В рамках методологии Байтукалова деятельностный аспект социокультурного иноязычного погружения актуализируется через художественные фильмы. Фрагменты из художественных фильмов используются и для гуманизации образования. В статье также обосновывается, что фрагменты кинофильмов, рекомендуемые к запоминанию через ролевые игры, не только способствуют развитию коммуникативной компетенции, но и оказывают психокоррекционное воздействие на сознание обучающегося. Акцент сделан на сюжеты в жанре сказки, позитивные ситуации из фильмов, где герои успешно преодолевают внешние обстоятельства и меняются. Кроме того, дана характеристика ряда художественных фильмов, основанных на опыте работы. Определены критерии отбора художественных фильмов, учитывающие индивидуальные особенности человека. Рекомендуется объединить усилия специалистов для обмена опытом использования потенциала художественных фильмов. В качестве существенной проблемы отмеченного обмена опытом утверждается обеспечение "экологической безопасности" (что касается этики, морали и т.д.) и эстетики при отборе отдельных фрагментов кинопродукции для образовательных целей. Дальнейшее развитие методики Байтукалова предлагается в аспекте педагогического потенциала художественных фильмов, а также в повышении эффективности познавательной деятельности за счет равных временных интервалов между ключевыми единицами значений (словами, образами и т. д.) С не менее чем трехкратным повторением ключевой информации.